rodoslovnik.ru - Составление древа Вашего рода, Генеалогическое дерево. Поиск родственников, дальних и близких.
Навигация
Главная
Генеалогия
Составление генеалогического древа
История Вашей семьи
Династии
Закон
Термины в генеалогии
Фамилии. Происхождение, толкование, примеры.
FAQ
Форум
Веб ссылки
Наши партнёры
Интересные статьи
Поиск
Сейчас на сайте
Гостей: 1
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 8,103
Не активированный пользователь: 0
Посетитель: Rogi
Интересные статьи
Смотреть

Династия скрипачей

Поскольку более ранние сведения отсутствуют, то основателем династии считается раввин Фелициант из Витебска, того самого Витебска, откуда родом многие еврейские ученые, писатели, художники, музыканты и раввины. Раввин Фелициант хорошо играл на скрипке, и клезмерские ансамбли считали за честь выступать с ним. Любовь к музыке и к скрипке раввин передал сыну Давиду, и тот стал уже «профессиональным клезмером», а точнее любителем-самоучкой. В этом-то и состоит разница между современными клезмерами и теми, кто когда-то сотворил этот жанр; ныне это образованные музыканты, хорошо знающие законы музыкального исполнительства. Клезмеры прошлого не знали даже музыкальной грамоты и все правила творили сами.

Б. Фелициант и А. Глазунов

По всей видимости, Давид понял, что отсутствие специального образования – большая помеха в развитии музыканта, и поэтому он предоставил своему сыну Ноаху возможность профессионального обучения игре на скрипке. Это сказалось и на его карьере, и на карьере его потомков.

Когда началась первая мировая война, скрипача Ноаха Фелицианта призвали в армию и назначили капельмейстером полкового оркестра.

В связи с началом военных действий евреев переселяли в принудительном порядке из прифронтовой зоны вглубь страны. Ной (Ноах) Давидович к этому времени был уже отцом троих детей – сына Бориса и дочерей Лили и Лели. Благодаря своему военному чину он, дабы избавить семью от эвакуации, вывез жену с детьми в Вильно, а оттуда переправил в Ташкент. На новом месте, без мужа, жилось нелегко. Но когда Мария Борисовна заметила, что маленький Боря проявляет необычайный интерес к музыке, она отдала его учиться играть на скрипке.

Первым преподавателем четырехлетнего Бори стал известный педагог и скрипач Наум Самойлович Блиндер (1889–1965); впоследствии Блиндер уехал в США, и там среди его учеников был выдающийся Исаак Стерн.

Боря достиг больших успехов в учебе. Однако занятия пришлось прекратить. Закончилась война, и в 1919 году Мария Борисовна с детьми двинулась в обратный путь, в Витебск. Поезд был переполнен вооруженными махновцами. Можно себе представить состояние матери… Особенно когда один из них обратился к Боре: «А ну, хлопчику, заиграй нам!..»

Боря немедленно взял в руки скрипку, спокойно подстроил ее и исполнил весь выученный им репертуар. После этого «концерта под стук колес» семья оказалась под надежной охраной на протяжении всего долгого пути.

Вот ведь как бывает… Музыка спасает людей от беды, от болезни, от гибели… Об этом можно прочитать в Танахе, об этом можно посмотреть кинофильмы, узнать из мемуаров…

Вернувшись в Витебск, Боря продолжил заниматься музыкой и в 10 лет предстал перед директором Петроградской консерватории, выдающимся композитором Александром Глазуновым (1865–1936). Восхищенный игрой талантливого мальчика Глазунов направляет в Москву характеристику на Бориса Фелицианта. Там есть такие слова: «Малолетний скрипач обладает совершенно исключительным виртуозным и художественным дарованием, граничащим с гениальностью» (10 июня 1924 года). Заинтересовавшись мальчиком, нарком просвещения А. В. Луначарский направляет Борю в качестве государственного стипендиата в Высшую школу музыки в Берлине, к знаменитому профессору Вилли Хессу1. Тот, в свою очередь, познакомившись со стипендиатом, отвечает Луначарскому, что «такой талант по праву должен обучаться бесплатно», и отказывается брать плату за уроки.

Внук Ноя Давидовича вспоминает, что дед часто рассказывал, как однажды в беседе с ним Луначарский высказался в том смысле, что, мол, интересно было бы ощутить себя евреем, чтобы почувствовать талант и трагедию еврейского народа.

Профессор Хесс периодически сообщал в Москву о блестящих успехах Бори Фелицианта, а сам Борис за время учебы в Берлине дважды приезжал в Москву с отчетными концертами. Проходили они в Большом зале консерватории и имели феноменальный успех. На один из них Луначарский откликнулся яркой, восторженной рецензией в газете «Вечерняя Москва» (№ 2 от 3 января 1928 г.).

После окончания курса обучения в Берлине профессор Хесс направляет Бориса в Париж совершенствовать свое мастерство у знаменитого композитора, пианиста, скрипача и дирижера – Джордже Энеску. Любопытно, что, записав в Париже на грампластинку две пьесы, он смог услышать эту запись лишь через полвека! В 1980 году ему преподнес ее во время концерта владелец одной из крупнейших в Москве фонотек.

В 1932 году Борис Фелициант возвращается на родину и завершает образование в Московской консерватории в классе профессора Абрама Ильича Ямпольского (1890–1956); тот затем направляет его в аспирантуру к профессору М. Полякину.

Увы, в репрессивные тридцатые «неблагонадежного» Фелицианта с его восьмилетним «зарубежным пятном» в аспирантуру не допустили…

Ной Давидович, так и оставшийся военным капельмейстером, устраивает сына на службу на военно-дирижерский факультет консерватории. При поддержке профессора Чернецкого, военного дирижера, композитора и основателя Образцово-показательного оркестра РККА, Борису удается-таки закончить аспирантуру. Теперь перед ним открыты все пути: он становится солистом Московской филармонии и начинает активную музыкально-концертную деятельность.

Отметим, что это были годы расцвета советского скрипичного – и не только скрипичного – искусства, сверкающего такими именами, как Безродный, Гольдштейн, Ситковецкий, Фихтенгольц, Фишман, Фурер и другие. В советской «Табели о рангах» все они числились «вторыми». Первым был Давид Ойстрах. Разница заключалась в том, что «вторые», как правило, услаждали слух советских меломанов, а «первому» было дано право выступать в лучших концертных залах мира. Что ж, издержки тоталитарной системы…

Конечно, рассказ о династии музыкантов – не рецензия на их концертные выступления. Поэтому я ограничусь лишь краткой выдержкой из статьи в журнале «Музыкальная жизнь» (№ 4, 1968 г.), подписанной Г. Поляновским и О. Эйгесом: «Не так уж часто скрипачи посвящают целый концерт одному автору. Фелициант же любит «монографические программы… Генриха Венявского, Пабло Сарасате…» В статье упоминается также известный пианист, аккомпаниатор Бориса Ноевича – Давид Лернер. Аккомпаниаторами Бориса Фелицианта были и не менее известные Олег Эйгес и Наум Вальтер.

Борис Фелициант выступал не только как солист, но и как ансамблист; он играл в составе трио:

Б. Фелициант – скрипка, А. Стогорский2 – виолончель и Н. Вальтер – фортепиано – и также в дуэте с гитаристкой – Н. А. Ивановой-Крамской.

Именно эта сторона его деятельности сыграла решающую роль в творческой жизни продолжателей династии – сына Виктора и внучки Маргариты.

Жена Бориса Ноевича удачно вписалась в музыкальную династию Фелициантов. Мария Евгеньевна, как и ее сестра Елизавета, были пианистками. Обе закончили Гнесинский институт и считались любимыми ученицами его основательницы, Елены Фабиановны. Их отец происходил из рода театральных деятелей Яновских. Евгений Григорьевич еще до первой мировой войны состоял членом «Общества русских драматических писателей и оперных композиторов». Сохранился его членский билет (№3425 от 13 ноября 1912 г.) за подписью Александра Куприна, рекомендовавшего Яновского в это общество. И хотя для евреев условием вступления в это общество было принятие православия, Евгений Григорьевич сохранил свою веру. Пьесы Е. Г. Яновского до революции ставились в театрах городов Ровно, Здолбунов, Умань, а после – и в Москве.

Очередное поколение династии представляет Виктор Борисович. Продолжая семейную традицию, он тоже закончил «Гнесинку» по классу скрипки. И вот уже 15 лет возглавляет основанный им Ансамбль старинной музыки «Да камера е да чиеза» (камерная и церковная). Основной состав ансамбля – два скрипача (В. Фелициант – художественный руководитель и первая скрипка), виолончелист и пианист-органист. Однако в случае необходимости приглашаются лучшие вокалисты, духовики и гитаристы. Энтузиаст камерной музыки, флейтист из Германии Уве Айххофф, специально приезжает в Москву для участия в концертах. Особенностью Ансамбля старинной музыки является тот факт, что в его репертуаре много произведений композиторов XVI–XVIII вв., русских, зарубежных и еврейских, произведения которых в Москве и вообще в России звучат впервые. Нотный материал Виктору Борисовичу удается находить во время гастрольных поездок за границу, в библиотеках Амстердама, Стокгольма, Парижа…

В Париже В. Фелициант обнаружил рукопись двух еврейских сюит для скрипки соло воронежского (!) композитора Михаила Щурика, написанных под впечатлением картин Марка Шагала (и вновь Витебск!). Оказалось, что М. Щурик долгое время жил в Париже, и там впервые исполнялись его сюиты… Теперь Виктор Борисович намерен подготовить одну из них для исполнения на ближайшем Фестивале искусств имени Соломона Михоэлса.

По примеру отца Виктор Борисович предпочитает монотематические концертные программы. Вот темы нескольких программ из истории России: «Концертная афиша эпохи Екатерины Второй», «Русская камерная музыка эпохи Александра I и Николая I», «К восшествию на престол императрицы Елизаветы Петровны» и др. В этом же ряду – концерты, посвященные 850-летию Москвы.

Особое внимание Виктор Борисович уделяет еврейской тематике. В специальные концертные программы, посвященные 3000-летнему юбилею Иерусалима и 50-летию Государства Израиль, входят произведения еврейских композиторов разных эпох и тех авторов (чаще всего итальянцев), которые связаны с этой темой. Например, соната для скрипки соло Дж. Тартини – «Освобождение Иерусалима», навеянная одноименной поэмой Торквато Тассо. Третья часть сонаты представляет собой обработку еврейского синагогального песнопения.

Главное «событие», или «гвоздь программы» этих концертов – произведения Соломона Росси (1570–1630), знаменитого еврейского композитора мантуанской школы (Италия), одного из первых создателей скрипичных сонат и трио-сонат, а также симфоний. Росси сочинял и еврейскую духовную музыку, издал сочинение «Сборник еврейских песен и псалмов» (1622). Благодаря Ансамблю старинной музыки Москва впервые услышала произведения Соломона Росси, в частности, его десять трио-сонат3.

В программе юбилейных концертов исполнялись и произведения еврейских композиторов более познего периода. Это американские композиторы: Эрнст Блох (1880–1959) – сюита «Баал-Шем» и Аарон Копленд (1900–1990) – трио «Витебск». Также – Семен Фреденберг (1901–1972) из Петербурга и упомянутый уже Михаил Щурик из Воронежа… География, как видим, достаточно обширная.

Передо мной программки этих концертов не только в зале Академии музыки им. Гнесиных в Москве, но и в кирхе Филадельфия, соборе Санта Клара и Главной синагоге Стокгольма, со многими анонсами в печати (естественно, на шведском языке).

В настоящее время еврейская тема в творчестве Ансамбля получила новое репертуарное продолжение благодаря удивительной находке. Виктор Борисович нашел ноты 50-ти Псалмов Давида, переложенных на музыку выдающимся итальянским композитором Бенедетто Марчелло (1686–1738). Каждому псалму предпослано небольшое предисловие самого автора, где он говорит, что «каждый начинается с интонаций синагогальных напевов испанских евреев… на древние мотивы, передаваемые по традиции поколениям», и что, «учитывая, как ясно и просто исполняется эта музыка, <…> вы почувствуете прелесть, которая будет всегда новой, необычной и особенной». Затем следует короткое музыкальное «предисловие». Оно записано на нотной строчке, ноты расположены «по-еврейски», т. е. справа налево. Автор познакомился с этими древними мелодиями еврейских песнопений, посещая богослужения в синагогах Венеции.

Московская публика уже получила возможность услышать три псалма Б. Марчелло, а в перспективе Ансамбль старинной музыки намерен подготовить к исполнению все 50. Задача не из легких. Однако это как раз в духе семейных традиций…

Их продолжает дочь Виктора Борисовича – Маргарита. Она закончила фортепианный факультет той же «Гнесинки». Два года тому назад Маргарита Викторовна организовала Камерный ансамбль, который назвала «Арс лонга», что значит «искусство бесконечно». Название заимствовано из первого афоризма древнегреческого врача Гиппократа и по-русски полностью звучит так: «Жизнь коротка, искусство бесконечно, случай непрочен, опыт обманчив, суждение затруднительно».

Что ж… Все верно. И жизнь, увы, коротка, и искусство, к счастью, бесконечно. Потому что именно благодаря искусству династия продолжается.


http://www.e-slovo.ru/176/10pol1.htm

Опубликовал admin 4904 Прочтений · Для печати
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Отлично! Отлично! 100% [1 Голос]
Очень хорошо Очень хорошо 0% [Нет голосов]
Хорошо Хорошо 0% [Нет голосов]
Удовлетворительно Удовлетворительно 0% [Нет голосов]
Плохо Плохо 0% [Нет голосов]
Посмотрите
Гость
Имя

Пароль



Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Мини-чат
Вам необходимо залогиниться.

feselaja
17/12/2009 13:21
Ищу:Стерич,Ро

feselaja
17/12/2009 13:20
Ищу родственнико

feselaja
17/12/2009 13:19
Ищу родственнико

URMAS78
07/04/2009 13:26
помогите составить моё родословное древо фамилия Чумаков

VladimirB
04/04/2009 03:49
Ищу родственников по фамилиям: Былинские (Украина, г. Киев); Россия (г.г. Москва, Орёл, (Самара); Золкины г.Калининград; Крылова (Марина-девичья ф-я)Санкт-Петербург (Ленинград) и обл.;Ченчакова - Софь

seregarulit3
02/04/2009 14:52
помогите составить родословную по фамилии галкин

natusya
25/03/2009 23:23
Кто-нибудь может объяснить происхождение фамилии ВЕРЕМЬЯНИН?

Aleno4ka
24/03/2009 17:57
Ищу своего дедушку Сажина Алексея.Проживал 1958-1959 году в д.Ермия Пермской обл. Чернушинского р-она.

Lady
24/03/2009 08:09
Ищу родственников по фамилии Клыс. Откуда произошла эта фамилия и что она означает?

lyly
19/03/2009 20:34
Ищу родственников по фамилии Бабак. Подскажите, кто знает, что означает моя фамилия?

Архив чата